Самое интересное от Яна Арта

Пластиковая хирургия

A A= A+ 10.06.2013

Российскому рынку банковского «пластика», возможно, необходимо хирургическое вмешательство.

Российский банковский «пластик» напоминает вещь в себе. С точки зрения наращивания объемов он – переменная. С точки зрения присутствия на рынке платежей – константа.

Пожалуй, всем россиянам, преодолевшим возрастной рубеж хотя бы в четверть века, отлично известен старый анекдот про ВАЗ. И немцы тут пробовали наладить производство машин, и японцы, и французы, а все одно – с конвейера «Жигули» выходят. Потому что – проклятое место.

С российским банковским пластиком выходит примерно так же. И объемы эмиссии растут, и над дизайном банки бьются, вплоть до индивидуальной раскраски, и акции с бонусами… А доля россиян, использующих при расчетах пластиковые карты, остается прежней. Сколько она там ныне? 16%? 18%? Не суть. По последним данным НАФИ, даже при покупках в Интернете только 5% россиян используют карту. Представители властей взывают: «Надо развивать безналичные платежи!».

Не хотят, паразиты…

В фойе одного из региональных отделений Центробанка увидел банкомат, вдвое шире обычного. Спрашиваю: зачем? Отвечают: у нас в ЦБ зарплаты большие, в день получки сотрудники сразу много с карт снимают, приходится держать банкоматы повышенной емкости…

Стоп-стоп-стоп! В день получки наличные снимают? Сотрудники Центробанка? А мы тогда, что ж, ждем, пока «обычные» граждане будут не обналичивать свои зарплаты, а, как полагается представителям прогрессивного человечества, чинно пользоваться пластиковым расчетом?

Не претендую на роль гуру, знающего, как именно устранить врожденный «дефект» российского пластика. Но попробуем хотя бы обозначить некоторые, особо выпуклые проблемы.

История первая. Буквально на днях сидим в ресторанчике с моим американским партнером. Он пытается расплатиться картой American Express. Я саркастически наблюдаю за попыткой: «Ну, давайте, Яков, попытайтесь, а потом я расплачусь нормальной картой». Мой партнер в полном недоумении. Ясное дело, официант возвращается с картой: «Извините, мы Amex не принимаем!».

Американец в тихой истерике. Как! Самая престижная карта в мире! Неснимаемый остаток! Статус! Традиции!.. Это ты, дорогой, просто не догадываешься, за сколь короткое время российский банк из числа «кредитных флибустьеров» способен отбить у всей (!) страны желание работать с одной из старейших пластиковых карт мира.

Застрахованы мы от этого в будущем? Нет. Сейчас платиновым «пластиком» щеголяют студенты, взявшие кредит на пятьсот долларов.

История вторая. Во всем мире премиальный «пластик» имеет масштабную систему бонусов, скидок и преференций. Причем в сфере самых распространенных, ежедневных потребностей. Например, супермаркет. Или аренда автомобиля. А теперь попробуйте, к примеру, в аэропорту Казани под вывеской Hertz объяснить, что на ваш «голд» или «платину» вам, вроде бы, полагается скидка. Вам тут же доступно объяснят, что «местный» Hertz к общемировому Hertz никакого отношения не имеет. Случайное совпадение названий, ага. Видимо, местный вариант следует читать иначе: Хер-ц!

Не спешите кидать в автора протухшими помидорами! Да-да, я знаю, что бонусные и кобрендинговые программы в российском «пластике» есть. Но, может быть, они должны быть не замысловатой связью с гламурным журналом. И не сомнительным начислением миль, в результате которого вы действительно получите бесплатный авиабилет в Амстердам. Но – исключительно через Дубай и исключительно – с суммарным 15-часовым перелетом.

Может быть, тут надо что-то поближе к людям? Народ-то и потянется?

История третья. Банки совместными лоббистскими усилиями отсрочили свою ответственность за мошеннические транзакции по картам своих клиентов (по закону о национальной платежной системе). Отличный образчик пирровой победы. Нет ответственности – нет транзакций – не находите, что в этом есть какая-то логика?

Возможно, выход в том, чтобы принять общую для российского банковского рынка стратегию развития пластикового рынка. Не за авиакомпаниями поодиночке гоняться и не картинки веселые на картах рисовать, а сообща попытаться выторговать у основных ритейловых сетей внятную систему мотивации тех покупателей, что используют при оплате карты. Сообща выработать этические стандарты работы с форс-мажорными транзакциями.

На всякий случай расшифруем термин: «сообща» – это значит вместе.

 

P.S. Колонка написана для журнала «Банки и деловой мир».


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
5363